Главные геометрические объекты программного средства AutoCAD. Главные геометрические объекты программного средства AutoCAD Редактирование свойств геометрических объектов автокад

Системы автоматизированного проектирования - САПР

Работа в AutoCAD
Самоучитель

5.3.5. Изменение свойств объектов с помощью палитры Свойства

Нам осталось модифицировать две внутренние окружности, чтобы привести их диаметры в соответствии с рис. 5.36.

1. Щелкните на внутренней окружности для ее выделения. В центре и в точках квадрантов появятся квадратики, называемые маркерами выделения.

2. Щелкните на кнопке Свойства панели инструментов Standard (эта кнопка находится справа от кнопки Окно Зумировать предыдущий ). В левой части окна AutoCAD появится палитра Свойства , которую можно перетащить за вертикальный заголовок в любое место экрана, как показано на рис. 5.40.

Рис. 5.40 Палитра Свойства позволяет просмотреть и изменить свойства выделенного объекта

3. Как видно из рис. 5.40, в верхней части палитры Свойства имеется раскрывающийся список, в котором отображается тип выделенного объекта (в данном случае – Круг ). Найдите в разделе Геометрия палитры Свойства элемент Радиус и щелкните на его значении, а затем введите 30 (см. рис. 5.36) вместо текущего значения 25.

4. Как только вы нажмете Enter, радиус выделенной окружности на чертеже тут же изменится, в результате чего она станет не самой маленькой, а средней.

5. Нажмите Esc для отмены выделения (в раскрывающемся списке палитры Свойства появится сообщение Нет набора ), а затем щелкните на окружности, которая теперь является самой маленькой.

6. Щелкните на значении элемента Радиус палитры Свойства и введите 32 вместо текущего значения 27. Диаметр выделенной окружности увеличится, в результате чего она снова станет средней, а не внутренней.

7. Щелкните на кнопке закрытия палитры Свойства , чтобы убрать ее с экрана.

8. Восстановите предыдущий масштаб с помощью инструмента Зумировать предыдущий .

Примечание. Палитра Свойства – это удобное средство, которое, как вы только что убедились, позволяет значительно облегчить работу с объектами чертежа. В последующих главах мы будем постоянно использовать эту палитру, поэтому к более подробному ее обсуждению мы еще вернемся.

Программный пакет AutoCAD представляет собой систему, позволяющую автоматизировать чертежно-графические работы. AutoCAD – программный комплекс фирмы Autodesk, являющийся системой автоматизированного проектирования (САПР). Основным достоинством AutoCAD является доступность создания на его базе мощных специализированных расчетно-графических пакетов. В системе AutoCAD возможна разработка двумерных чертежей и рисунков, а также поверхностных и объемных (твердотельных) конструкций в различных областях человеческой деятельности (техника, строительство и архитектура и т.п.). В данном методическом пособии будет рассмотрен пакет AutoCAD 2007. Все версии системы AutoCAD связаны между собой единым форматом хранения данных и предназначены для работы в среде операционной системы Microsoft Windows (начиная с операционной системы Microsoft Windows 95). Главным преимуществом системы AutoCAD является возможность последующего формирования электронного архива чертежей. Каждый из созданных таким образом файлов и рисунков легко редактируются, что позволяет быстро получать чертежи–аналоги по чертежам–прототипам. Для облегчения процесса выпуска проектной документации можно разрабатывать «библиотеки стандартных элементов». В качестве стандартных элементов могут выступать как целые файлы, так и их отдельные части. Начиная с AutoCAD 2002, в систему включены специальные средства для контролирования стандартов предприятий, позволяющих управлять слоями, стилями и т.п. Мощным дополнением к этому является возможность использования языков программирования. Система AutoCAD имеет встроенный компилятор языка AUTOLISP, который позволяет пользователю расширить возможности системы, а также средства разработки приложений на языке программирования С. Программный пакет AutoCAD 2007 позволяет работать одновременно с несколькими чертежами, имеет мощные средства визуализации создаваемых трехмерных объектов и расширенные возможности адаптации системы к требованиям пользователя, обеспечивая связь графических объектов с внешними базами данных, позволяет просматривать и копировать компоненты чертежа без открытия его файла, редактировать внешние ссылки и блоки, находящиеся во внешних файлах, и многое другое. Требования к компьютеру различны в зависимости от версии программного обеспечения. Для каждой более поздней версии AutoCAD требования к компьютеру ужесточаются. Так, для AutoCAD 2000 необходим процессор не хуже Pentium 133 Mhz, рекомендуемый объем памяти – 64 Mb (минимальный – 32 Mb), жесткий диск – не менее 130 Mb свободного пространства, 50 Mb свободного дискового пространства в системном каталоге, не менее 64 Mb в файле подкачки. Сама система проектирования занимает порядка 150 – 190 Mb (в зависимости от варианта установки). Необходимо наличие мыши, монитор SVGA с разрешением не хуже 800x600. Для AutoCAD 2007 же необходим компьютер не ниже Pentium III 800 Mhz (лучше Pentium IV), объемом памяти не менее 256 Mb (лучше 512 Mb), жестким диском не менее 2 Gb. В качестве рекомендуемых операционных систем фигурируют Microsoft Windows 2000 (SP4) и Microsoft Windows XP (SP2).



Инструментам ручного черчения в автоматизированной среде соответствуют графические примитивы (точка, отрезок, окружность и др.), команды их редактирования (стирание, перенос, копирование и т.п.), команды установки свойств примитива (задание толщины, типа и цвета графических объектов). Для выбора листа нужного формата и масштаба чертежа в системе есть соответствующие команды настройки. Для нанесения размера необходимо лишь задать место его расположения на чертеже. Размерная и выносная линия, а также стрелки и надписи выполняются автоматически.

Команды AutoCAD позволяют увеличивать изображение чертежа на экране или уменьшать его при необходимости, а также перемещать границы видимой на экране части чертежа без изменения масштаба изображения.

Система предоставляет возможность объединять графические объекты в единый блок, который хранится под определенным именем и при необходимости вставляется в любой чертеж. Возможно создавать изображения отдельных элементов чертежа или отдельных деталей сборки на различных слоях. Это позволяет контролировать совместимость деталей при компоновке. Включая или выключая слои, можно вводить или выводить детали из общей компоновки, создавая тем самым удобство в подборе различных вариантов конструкции изделия. Слои полезно использовать даже в простых чертежах, размещая на каждом отдельном слое заготовку чертежа, обводку, размеры, надписи, осевые линии, для последующей возможности быстрого выбора группы объектов и их редактирования.



Помимо создания двумерных чертежей, система AutoCAD позволяет моделировать трехмерные объекты и придавать трехмерным чертежам фотографическую реальность.

Основные термины. Команды AutoCAD формируются в процессе обращения к меню и панелям инструментов и представляют собой некоторую последовательность подкоманд, которые выбираются в каждом очередном подменю. Вызов команд и ввод графических элементов осуществляется при помощи мыши или клавиатуры.

Термины, применяемые при описании мыши в AutoCAD:

· курсор – указатель мыши на экране (вид курсора может меняться, принимая форму или перекрестия, или маленького квадрата (прицела), или стрелки, или кисти руки);

· прицел – маленький квадрат, используемый при выборе объектов в графической зоне;

· указать – подвести курсор к графическому объекту и щелкнуть левой кнопкой мыши;

· выбрать – подвести курсор, имеющий форму стрелки, и щелкнуть на пункте меню, пиктограмме панели инструментов или элементе управления диалогового окна;

· щелкнуть – нажать и быстро отпустить кнопку мыши (обычно левую);

· дважды щелкнуть – быстро выполнить два щелчка;

· протянуть – переместить курсор, за которым будет следовать графический объект;

· щелкнуть и протянуть – нажать левую кнопку мыши и, не отпуская ее, переместить курсор, за которым по экрану будет перемещаться выбранный объект.

Вход в среду AutoCAD. Запуск AutoCAD в операционной среде Microsoft Windows осуществляется, например, командой Start → All Programs → AutoCAD → AutoCAD 2007 (Пуск → Программы → AutoCAD → AutoCAD 2007) .

После загрузки на экране появится диалоговое окно . В строке главного меню отображены 2 типа Workspace (Рабочее пространство) :

· 3D Modeling (новый тип пространства, оптимизированный для 3D моделирования);

· AutoCAD Classic (классическое рабочее место).

После выбора типа рабочего пространства перед пользователем появится графический интерфейс пользователя (Graphical User Interface – GUI ) (рис. 2.1):

Рис. 2.1. Графический интерфейс пользователя системы AutoCAD 2007

Графический интерфейс. На экране можно выделить четыре функциональные зоны:

· Рабочая графическая зона – большая область в середине экрана, где выполняется чертеж. В левом нижнем углу зоны находится пиктограмма пользовательской системы координат. Направления стрелок совпадают с положительным направлением осей.

· Системное меню и панели инструментов. В самом верху экрана находится строка заголовка с именем файла (по умолчанию Drawing1 ). Сразу под ней располагается строка системного меню AutoCAD. Ниже размещаются две строки, занятые панелями инструментов. Слева от рабочей зоны расположены «плавающие панели» инструментов Draw (Рисование) и Modify (Изменение). Их можно перемещать в любое место экрана. Другие панели вызываются по мере необходимости.

· Командная строка. Под рабочей графической зоной находится командная строка. Любую команду AutoCAD можно запустить, набрав ее имя в командной строке. Если команда запущена посредством пиктограммы панели инструментов или пункта меню, то в командной строке также отображается реакция системы на соответствующую команду. Кроме того, все, что вводится с клавиатуры, немедленно появляется в командной строке. Любая команда инициируется только после завершения предыдущей. В командной строке при этом должно быть приглашение на ввод команды Command (Команда) . Отменить любое действие можно нажатием на клавиатуре клавиши Esc .

· Строка состояния. В строке состояния отображаются координаты перекрестия, изменяющиеся по мере перемещения перекрестия с помощью мыши.

1. Щелкнуть на File (Файл) в верхней строке стандартной панели инструментов, затем выбрать из списка Save as (Сохранение как) . На экране появится диалоговое окно Save Drawing As с перечнем всех папок, имеющихся на выбранном диске.

2. В верхней строке окна Save in: (Папка:) необходимо установить имя созданной папки. Для этого из всех перечисленных следует выбрать нужную папку и дважды щелкнуть на ней.

3. В поле File Name (Имя файла) следует ввести имя чертежа, например Чертеж1 , и нажать Enter или щелкнуть на кнопке Save (Сохранение) .

Выход из системы. Для выхода из системы можно использовать одно из следующих действий:

· щелкнуть мышью на кнопку Close (Закрыть) – крестик в правом верхнем углу экрана;

· набрать в командной строке слово Quit и нажать Enter ;

· выбрать в меню File → Exit (Файл → Выход) .

Если информация в чертеже не была сохранена, то AutoCAD предложит ее сохранить. Можно принять это предложение, ответив Yes (Да) , можно выйти из системы без сохранения последних изменений, ответив No (Нет) ,и отказаться от выхода и вернуться к чертежу, нажав Cancel (Отмена) .

Меню и панели инструментов. Вызов команд AutoCAD осуществляется из меню или при помощи пиктограмм панелей инструментов. Строка системного меню в AutoCAD состоит из следующих выпадающих меню:

· File (Файл) – меню предназначено для открытия, сохранения, печати, экспорта в другие форматы файлов (чертежей), а также выхода из системы;

· Edit (Правка) – меню редактирования частей чертежа в рабочей зоне;

· View (Вид) – меню управления экраном, переключения режимов пространства листа и модели, установки точки зрения для трехмерных моделей, тонирования, управления параметрами дисплея;

· Insert (Вставка) – меню команд вставки блоков и объектов из других приложений;

· Format (Формат) – меню установки границ чертежа и единиц измерений, управления стилем текста, размерами, работы со слоями, цветом, типом и толщиной линий;

· Tools (Инструменты) – меню средств управления системой, установки параметров черчения, привязок и пользовательской системы координат;

· Draw (Черчение) – меню графических примитивов;

· Dimension (Размер) – меню команд нанесения размеров;

· Modify (Изменение) – меню редактирования графических объектов;

· Window (Окно) – стандартное Windows-меню управления и сортировки открытых чертежей (файлов);

· Help (Помощь) – меню справки;

· Express (Экспресс) –опциональное меню при полной установке для быстрого доступа к командам.

Стандартная панель инструментов содержит следующие инструменты:

· QNew (Быстрый новый проект) – создать быстро новый файл;

· Open… (Открытие) – открыть существующий файл;

· Plot… (Печать) – вывести чертеж на принтер;

· Plot Preview (Предварительный просмотр) – предварительный просмотр чертежа перед выводом на печать, позволяющий увидеть размещение чертежа на листе бумаги;

· 3DDWF – загрузить интерфейс для опубликования 3D DWF-проектов;

· Cut (Вырезка) – удалить выбранные элементы чертежа в буфер Microsoft Windows;

· Copy (Копирование) – копировать выбранные элементы чертежа в буфер Windows;

· Paste (Вставка) – вставить данные из буфера Microsoft Windows;

· Match Properties (Копирование свойств) – присвоить свойства заданного объекта другому объекту;

· Block Editor (Редактор блоков) вызывает меню доступных блоков в чертеже;

· Undo (Отмена) – отменить последнее действие;

· Redo (Повторение) – восстановить только что отмененное действие;

· Pan Realtime (Передвижение в реальном времени) – двигать чертеж относительно точки;

· Zoom Realtime (Масштабирование в реальном времени) – масштабировать чертеж относительно точки;

· Zoom Window (Масштабирование окна) – масштабировать чертеж в пределах выбранного мышкой пользователя окна;

· Zoom Previous (Масштабирование предыдущего) возвращает к обзору предыдущее масштабирование;

· Properties (Свойства) открывает свойства чертежа;

· DesignCenter (Центр дизайна) открывает встроенную библиотеку элементов чертежа;

· Tool Palettes Window (Окно средств палитр) включает / выключает отображение окна палитр на рабочем пространстве;

· Sheet Set Manager (Менеджер наборов схем) открывает менеджер схем;

· Markup Set Manager (Менеджер наборов разметок чертежей) открывает менеджер разметок чертежей;

· QuickCalc (Быстрый калькулятор) – вызывает калькулятор;

· Help (Помощь) – открывает справку;

· Layer Properties Manager (Менеджер свойств слоев) – открывает менеджер свойств слоев. Чуть правее находятся основные команды для слоев – включить / выключить слой, заблокировать / двигать слой со всех точек, заблокировать / двигать слой с конкретной точки и выбрать цвет для слоя.

Для работы с редактором AutoCAD используются команды, вводить которые можно различными способами: набрать на клавиатуре, выбрать из меню или щелкнуть соответствующую пиктограмму на панели инструментов. Команда может быть введена только в тот момент, когда в окне командных строк высвечивается подсказка Command: . Для ввода команды с клавиатуры нужно напечатать имя команды и нажать Enter . Допускается ввод аббревиатуры тех команд, для которых она определена. Так, для команды Circle (Круг) можно ввести С . Ввод команд может осуществляться с помощью панелей инструментов. Панели инструментов могут быть как плавающими, так и закрепленными, с фиксированным местоположением. Плавающие панели могут перемещаться по графическому полю и менять размер, закрепленные – не могут изменять размер и перекрывать графическое поле. Плавающая панель может стать закрепленной, если переместить ее за пределы графического поля. Закрепленная панель превращается в плавающую, как только путем перемещения попадает в область графического поля. Кнопка-инструмент может иметь в правом нижнем углу небольшой треугольник. Если нажать на левую кнопку мыши при указании такого инструмента и не отпускать некоторое время, то появится панель инструментов, содержащая различные варианты исполнения выбранной команды. После ввода команды AutoCAD выдает запросы, в ответ на которые необходимо ввести дополнительную информацию: численное значение (например, расстояние, угол и т. д.), ключевое слово или точку; или вызывает диалоговое окно. Некоторые команды допускают работу как через командную строку, так и через диалоговое окно.

На тот или иной пункт вызванного меню система реагирует следующим образом:

· выводит на экран подменю, если справа находится черный треугольник;

· открывает диалоговое окно, если пункт заканчивается многоточием;

· выполняет команду в остальных случаях.

Работа с координатами. Когда AutoCAD запрашивает точку, он ожидает ввода координат какой-либо точки текущего рисунка. После указания точки на ее месте для лучшей ориентации может появиться небольшой маркер, который исчезает после регенерации или перерисовки.

Ввод координат в AutoCAD может быть осуществлен двумя способами: непосредственно с клавиатуры путем задания численных значений и с использованием графического маркера (курсора), который движется по экрану с помощью устройства указания. Ввод координаты осуществляется при нажатии левой кнопки мыши. В строке состояния отображаются текущие координаты.

Числовые значения могут быть: целыми , вещественными , заданными в десятичном формате, в экспоненциальном виде , и в виде дробей . Числитель и знаменатель дроби должны быть целыми, причем знаменатель должен быть больше числителя. Числовые значения в AutoCAD задают условные единицы. Условная единица может соответствовать любым единицам измерения длины: метрам, дюймам, футам, сантиметрам, ангстремам и т. д. Так, можно при черчении оперировать реальными размерами, не задумываясь о масштабировании. Законченный рисунок можно вычертить в любом заданном масштабе.

В двухмерном пространстве точка определяется в плоскости XY , которая называется плоскостью построений . Ввод координат с клавиатуры возможен в виде абсолютных и относительных координат. Ввод абсолютных координат возможен в следующих форматах: прямоугольных координат X, Y и полярных координат r < А , где r – радиус и А – угол от предыдущей точки. Угол задается в градусах против часовой стрелки. Относительные координаты задают смещение от последней введенной точки. При вводе точек в относительных координатах можно использовать любой формат записи в абсолютных координатах: @dx, dy – для прямоугольных, @r < А – для полярных.

Значения координат независимо от способа ввода всегда связаны с некоторой системой координат . По умолчанию в AutoCAD используется, так называемая, мировая система координат (МСК) (WCS) . Она определена так, что ось ОХ направлена слева направо, ось OY – снизу вверх, ось OZ – перпендикулярно экрану вовне.

Для удобства работы может быть определена пользовательская система координат (ПСК) (UCS) , которую можно сместить относительно мировой и повернуть под любым углом.

В AutoCAD имеется возможность устанавливать режимы проведения линий. Это полярный режим , при котором линии проводятся под различными углами, и ортогональный , при котором линии проводятся только вдоль осей координат. Переключение режимов осуществляется нажатием на клавиатуре клавиши F8 или щелчком мыши на командной кнопке Ortho Mode в строке состояния.

Для точного ввода координат точек при помощи мыши в AutoCAD имеются специальные команды:

· шаговая привязка SNAP – режим движения указателя мыши с определенным шагом, который необязательно равен шагу воображаемой сетки (сетку можно сделать видимой при помощи команды Grid (Сетка) );

· объектная привязка OSNAP – режим привязки координат к различным точкам уже созданных объектов.

Включать и отключать эти режимы можно при помощи соответствующих командных кнопок строки состояния. Регулировать характеристики привязок можно в диалоговом окне Tools → Drafting Settings… , установив соответствующую закладку, либо выбрать в строке состояния соответствующие командные кнопки, щелкнуть правой кнопкой мыши и выбрать опцию Settings... (Параметры...) :

· Snap and Grid (Привязка и Сетка) – для установки параметров привязки и сетки (рис. 2.2):

Рис. 2.2. Диалоговое окно Drafting Settings, закладка Snap and Grid

· Object Snap (Объектная привязка) – для установки параметров объектной привязки (рис. 2.3);

Рис. 2.3. Диалоговое окно Drafting Settings, закладка Object Snap

Геометрические элементы чертежа. Любой чертеж состоит из участков геометрических элементов (графических примитивов), например, прямых и кривых линий. Для вычерчивания прямолинейных участков чертежа служат инструменты Line (Линия) , Construction Line (Конструкционная линия) , Multiline (Мультилиния) , Polyline (Ломаная линия) , Polygon (Многоугольник) и Rectangle (Прямоугольник) . Криволинейные участки создаются инструментами Arc (Дуга) , Circle (Окружность) , Spline (Сплайн) , Ellipse (Эллипс) , Hatch… (Штриховка…) и другие.

Указанным инструментам соответствуют определенные команды рисования соответствующих примитивов. Описание этих команд приведено ниже в последовательности расположения пиктограмм (слева направо) на панели инструментов Draw(Черчение) (рис. 2.4).

Рис. 2.4. Панель инструментов Draw (Черчение)

Команда _line (Линия). Команда _line принадлежит к группе команд, которые повторяются произвольное количество раз до тех пор, пока не будет нажата клавиша Enter . Она имеет две опции, которые можно выбирать из контекстного меню команды в процессе построения сегментов линии или ведением заглавной буквы с клавиатуры:

· Undo (Возвращение) – стирает последний сформированный сегмент ломаной без завершения команды;

· Close (Замыкание) – автоматически проводит последний сегмент, замыкая линию (опция появляется только после второго начерченного сегмента).

Команда _xline (Конструкционная линия). Команда _xline служит для проведения вспомогательных линий, которые могут использоваться, например, в качестве линий связи между проекциями детали. Отличие этого примитива от простой линии заключается в том, что он продлевается автоматически в обе стороны до границ экрана независимо от масштаба изображения.

Команда _xline имеет пять опций:

· Hor для построения горизонтальных линий;

· Ver для построения вертикальных линий;

· Ang для построения наклонных линий под определенным углом, значение которого вводится с клавиатуры на соответствующий запрос команды;

· Bisect для построения биссектрисы угла по его вершине и двум точкам, расположенным на сторонах угла;

· Offset для построения прямой параллельно любому указанному отрезку на заданном расстоянии или через указанную точку.

Команда _xline , начиная с AutoCAD 2000, утратила свою значимость, так как в новых версиях появилась функция отслеживания при объектной привязке (кнопка Otrack (Отслеживание) в строке состояния), позволяющая генерировать временные вспомогательные линии, взамен реальных геометрических построений.

Команда _mline (Мультилиния). Команда _mline строит совокупность параллельных (не более 16) ломаных линий, которые называются элементами. Команда имеет три опции:

1. Justification (Расположение) определяет положение точки черчения:

· Тор (Верх) – линия проходит с максимальным положительным смещением от заданной точки;

· Zero (Центр) – линия проходит с нулевым смещением от заданной точки;

· Bottom (Низ) – линия проходит с максимальным отрицательным смещением от заданной точки;

2. Scale (Масштаб) число, на которое умножается смещение между линиями, устанавливаемое в стиле мультилинии;

3. Style (Стиль) выбор стиля (имя стиля вводится с клавиатуры), по умолчанию загружается стиль Standard (Стандартный) , который позволяет проводить линию, состоящую из двух параллельных прямых.

Для выбора опций можно использовать контекстное меню или набирать с клавиатуры в командной строке заглавные буквы имен опций.

При задании опций с клавиатуры нужно набирать заглавные буквы латинского алфавита, отмеченные в командной строке. Например, для выбора опции Style (Стиль) необходимо ввести с клавиатуры две буквы – ST .

Команда _pline (Ломаная линия). Команда _pline (Ломаная) позволяет строить последовательность прямолинейных и дуговых сегментов. На прямолинейных участках команда позволяет менять ширину как при переходе от одного сегмента к другому, так и в пределах одного сегмента. Команда имеет шесть опций:

· Halfwidth (Полуширина) позволяет задать полуширину (расстояние от осевой линии сегмента до края);

· Width (Ширина) позволяет задать ширину последующего сегмента (AutoCAD запрашивает начальную и конечную ширину);

· Undo (Отменить) отменяет последний созданный сегмент;

· Arc (Дуга) переводит команду в режим вычерчивания дуг;

· Close (Замкни) замыкает линию отрезком;

· Length (Длина) определяет следующий прямолинейный сегмент в том же направлении, что и предыдущий.

Команда _polygon (Многоугольник). Команда _polygon строит правильный многоугольник с количеством сторон от 3 до 1024. После вызова команды в ответ на запрос системы следует ввести количество сторон многоугольника. Затем необходимо выбрать один из трех методов задания многоугольника, которым соответствуют опции команды:

· Edge (Сторона) определяет положение любого ребра многоугольника по двум заданным точкам;

· Inscribed in circle (Вписанный в окружность) формирует по заданным центру и радиусу воображаемую окружность, в которую будет вписан многоугольник;

· Circumscribed (Описанный вокруг окружности) формирует по заданным центру и радиусу воображаемую окружность, вокруг которой будет описан многоугольник.

Две последние опции появляются после указания центра окружности.

Команда _rectang (Прямоугольник). Команда _rectang позволяет строить прямоугольник по двум противолежащим вершинам. Для задания вершин можно использовать любой способ ввода координат. Прямоугольник можно задавать с фасками и со скругленными краями, используя следующие опции:

· Area (Область) – формирует скосы по углам при задании расстояний от вершины до скоса вдоль обеих сторон;

· Dimensions (Размеры) – формирует скругление углов при введении значения радиуса сопряжения;

· Rotation (Вращение) – задает угол поворота фигуры;

Кроме перечисленных опций команда содержит еще три опции, с помощью которых можно формировать параллелепипед с прямоугольником в основании. Однако чаще всего эта команда используется для задания именно прямоугольника в плоскости XY .

Команда _arc (Дуга). Команда _arc позволяет вычертить часть окружности. В AutoCAD существуют разные способы задания дуги. На рис. 2.5 показаны опции команды, которые позволяют начертить дугу тем или иным способом. Опции выбираются посредством подменю Arc меню Draw(Черчение) . В зависимости от выбранной опции дуга может быть вычерчена или первыми семью способами (вычерчивание производится из точки начала дуги) или предпоследними тремя (началом вычерчивания является центр дуги). Если вызвать команду при помощи пиктограммы, то система предложит ввести начальную точку дуги или ее центр. При выборе опции Continue (Продолжить) можно начертить дугу, начальная точка которой будет являться конечной точкой предыдущей дуги или отрезка. Причем дуга пойдет по касательной к предыдущему элементу.

Рис. 2.5. Опции команды _arc (Дуга)

Следует отметить, что дуги строятся из начальной точки против часовой стрелки, однако, можно вводить значение центрального угла и длину хорды со знаком «минус».

Команда _circle (Окружность). Команда _circle позволяет вычертить окружность одним из шести способов:

· по двум точкам диаметра окружности – опции 2 Points (по 2 точкам) ;

· по трем точкам окружности – опции 3 Points (По 3 точкам) ;

· по двум касательным (двум отрезкам, отрезку и окружности и т. д.) и радиусу – опции TanTan Radius (Касательная касательная радиус) ;

· по трем касательным – опции Tan Tan Radius (Касательная касательная радиус) .

Опции команды выбираются из подменю Circle меню Draw (Черчение) или в процессе диалога из контекстного меню команды (рис. 2.6).

Рис. 2.6. Опции команды _circle (Окружность)

Команда _spline (Сплайн). Команда _spline позволяет провести на чертеже волнистую линию. Сплайн строится по точкам, которые последовательно вводятся после вызова команды. Для того чтобы закончить построение сплайна, нужно нажать правую кнопку мыши, из контекстного меню выбрать Enter – нажать левую кнопку, затем 2 раза нажать правую кнопку мыши.

Команда _ellipse (Эллипс). Команда _ellipse позволяет вычертить как полный эллипс, так и его часть. Основными параметрами эллипса являются координаты центра, направление и размер большой и малой осей.

Полный эллипс можно вычертить двумя способами:

· определить центр эллипса, а затем остальные параметры – выбор опции Center (Центр);

· определить конечные точки осей эллипса – выбор опции Axis, End (Ось, конец) .

Доступна опция вращения эллипса путем команды Rotation (Вращение) . Для построения части эллипса нужно выбрать опцию Ellipse Arc (Дугообразный эллипс) .

Команда _bhatch (Штриховка). При штриховании заполняются области, ограниченные замкнутым контуром, состоящим из отрезков, дуг окружностей и т. д. Для штриховки характерны 2 свойства:

· штриховка является блоком ;

· штриховка бывает связанной с объектом (ассоциативная) , т.е. при изменении объекта она автоматически подгоняется под его форму, и несвязанной (неассоциативной) .

Для создания штриховки нужно щелкнуть по пиктограмме Hatch… (Штриховка…) панели инструментов Draw (Черчение) или вызвать команду из выпадающего меню с таким же именем.

После запуска команды на экране появляется диалоговое окно штриховки (рис. 2.7), в котором можно:

· выбрать нужную штриховку – окно Туре (Тип) установить «User defined» («Определенный пользователем») ;

· определить часть чертежа, которую требуется заштриховать, – кнопки Pick Points (Выбрать точки) и ;

· задать параметры штриховки – окна списков Angle (Угол) и Scale (Масштаб) ;

· предварительно просмотреть штриховку перед ее выводом – кнопка Preview (Предварительный просмотр) .

Рис. 2.7. Диалоговое окно Hatch (Штриховка)

Определить область для штриховки можно двумя способами: указать точку внутри области (щелкнуть мышью) или выбрать объекты, которые ограничивают область. В первом случае нужно нажать кнопку Pick Points (Выбрать точки) , а во втором – кнопку Select objects (Выделить объекты) .

Для создания нескольких контуров нужно после указания кнопки Pick Points (Выбрать точки) выбрать несколько внутренних точек, принадлежащих разным областям. Закладка Gradient (Градиент) открывает окно, опции которого позволяют задавать дополнительные способы выбора контура штриховки и устанавливать градиенты .

Удаляется штриховка так же, как и любой другой примитив. Для ее выбора достаточно щелкнуть мышью на экране в любой точке заштрихованной области. Имеющуюся уже на чертеже штриховку можно редактировать. Для редактирования штриховки нужно выбрать из выпадающего меню Properties (Свойства) опцию Hatch (Штриховка) . После выбора штриховки на экране появляется диалоговое окно Hatch and Gradient (Штриховка и градиент) , в котором устанавливаются новые требуемые параметры.

Задания. Используя соответствующие команды с определенными запросами (параметрами) выполнить следующие упражнения:

1. Через диалоговое окно Options… , которое вызывается через меню Tools , установить желаемые параметры экрана (вкладка Display ). Используя команды Color (Цвет) и Linetype (Тип линии) выбрать цвет и тип линии.

2. Построить ломаную линию, состоящую из 5 отрезков. Координаты узловых точек: 95, 44; 185, 194; 260, 164; 228, 160; 298, 104; 95, 44.

3. Построить многоугольник, состоящий из 7 отрезков с произвольными координатами точек, используя различные числовые значения (целые, вещественные, в экспоненциальном виде, заданные в десятичном формате и в виде дробей).

4. Используя относительные координаты построить равнобедренную трапецию с основанием 160 и высотой 180.

5. Используя относительные координаты построить равнобедренный прямоугольный треугольник с катетом 225.

6. Построить эллипс: по двум точкам на главной оси 30, 10; 150, 30 и длине второй оси 25.

7. Построить кольцо: внутренний диаметр 150, внешний диаметр 180, центр 200, 225.

8. Построить многоугольники: пятиугольник, вписанный в круг радиусом 40, и шестиугольник, описанный вокруг круга радиусом 87.

9. Построить сплайн-кривую по пяти точкам; точки и направления касательных выбрать произвольно.

10. Построить замкнутую полосу шириной 2 по пяти произвольным точкам.

Каким бы сложным и замысловатым не был ваш чертеж, он в любом случае включает в свой состав самые разные элементарные объекты, создаваемые через простую команду. Сюда относятся отрезки, дуги, а также многие другие графические детали. Программа AutoCAD называет эти объекты графическими примитивами. Чтобы расположить в рабочем окне тот или иной объект, нужно воспользоваться требуемой командой, внести координаты точек и другие важные параметры. Познакомимся с этим подробнее.

Объект точка (Point)

Методы внесения команд:

  • Point
  • Применение комбинации Draw>Point

Конструктор может выбрать любой из вышеперечисленных способов.

Объект отрезок (Line)

Методы внесения команд:

  • Путем набора текстового наименования команды Line
  • Применение комбинации Draw>Line

Если вам нужно выделить отрезок, следует задать координатные данные по стартовой и конечной точке. Применение функции позволит сконструировать один отрезок или целую серию. Когда создается последовательность отрезков, в роли стартовой точки нового отрезка будет использоваться конец предыдущего.

Объект окружность (Circle)

Методы внесения команд:

  • Путем набора текстового наименования команды Circle
  • Использование комбинации Draw>Circle

Чтобы построить окружность, нужно:

  1. Задать значение координат центральной точки окружности, а также длину радиуса или диаметра.
  2. Задать координатные данные по трем точкам, располагающимся на одной прямой в пределах окружности.
  3. Задать координатные данные для двух точечных объектов, на которых заканчивается диаметр.
  4. Сформировать окружность, соприкасающуюся с двумя объектами в определенных точках, которые были построены раньше.

Объект дуга (Arc)

Методы внесения команд:

  • Путем набора текстового наименования команды Arc
  • Применение комбинации Draw>Arc
  • Использование клавиши панели инструментов

Сформировать дугу через инструменты Автокад можно одиннадцатью различными способами. Каждый из них имеет свои особенности и комбинацию, состоящую из трех параметров.

Объект конструкционная линия (Xline)

Методы внесения команд:

  • Путем набора текстового наименования команды Xline
  • Применение комбинации Draw>Construction line
  • Использование клавиш панели инструментов

Фактически конструкционная линия представляет собой двухсторонний луч, направляющийся в обоих направлениях по отношению к конкретной точке.

Объект луч (Ray)

Методы внесения команд:

  • Путем набора текстового наименования команды Ray
  • Применение комбинации Draw>Ray
  • Использование клавиш панели инструментов

Луч являет собой вектор, который направляется из заданной точки в бесконечность. Задать луч можно с помощью двух пунктов: начальная точка и точка, имеющая продолжение на луче.

Луч – линия, направленная из точки в бесконечность. Задается двумя точками – начальной и точкой лежащей на луче.

Объект полилиния (Polyline)

Методы внесения команд:

  • Путем набора текстового наименования команды Pline
  • Применение комбинации Draw>Polyline
  • Использование клавиш панели инструментов

Полилиния включает в свой состав сегменты дуг и линии, соединенные последовательно друг с другом. Каждому сегменту присваивается заданная ширина. Она может меняться от одного сегмента к другому.

Если для построения полилинии конструктор пользуется функцией Pline , программное средство AutoCAD оценивает её в качестве цельного объекта. Для изменения параметров или внешнего вида такого элемента чертежа можно применить функцию PEDIT . Разделение полилинии на отдельные фрагменты производится через команду EXPLODE. Узнать об этом более подробно вы сможете уже в других уроках.

Объект многоугольник (Polygon)

Методы введения команд:

  • Путем ввода текстового наименования команды Polygon
  • Применение комбинации Draw>Polygon
  • Использование клавиш панели инструментов

Программа AutoCAD рассматривает многоугольник в виде полилинии. Следовательно, порядок проведения самых разных манипуляций с ними очень похож на стандартный набор инструментов для полилиний.

Объект прямоугольник (Rectang)

Методы введения команд:

  • Rectang
  • Применение комбинации Draw>Rectang
  • Использование клавиш панели инструментов

Для построения прямоугольника необходимо задать координаты двух вершин, которые расположены друг напротив друга по диагонали.

Объект кольцо (Donut)

Методы введения команд:

  • Путем внесения текстового наименования команды Donut
  • Применение комбинации Draw>Donut
  • Использование клавиш панели инструментов

Под кольцом понимают элемент сферической плоскости, расположенный между внешним и внутренним концентрическим кругом. Чтобы вычислить ширину кольца, достаточно высчитать разницу между диаметрами таких кругов, а потом еще разделить пополам. Круги представлены объектами со сплошной заливкой.

Объект сплайн (Spline)

Методы введения команд:

  • Путем внесения текстового наименования команды Spline
  • Использование комбинации Draw>Spline
  • Применение клавиш панели инструментов

Этот объект являет собой гладкую кривую, проходящую через заданные точки объекта. В процессе формирования требуемого сплайна должно обязательно учитываться расположение расчетных точек, а также векторы направленности конечного и стартового пункта.

Объект эллипс (Ellipse)

Методы введения команд:

  • Путем внесения текстового наименования Ellipse
  • Применение комбинации Draw>Ellipse
  • Использование клавиш панели инструментов

Для построения эллипса нужно задать радиус и центр изометрического предмета округлой формы. Также можно применить координаты стартовой и конечной точки, расположенные на единой оси, вместе с отрезком, соединяющим центр круга со второй осью.

Объект облако (Revision cloud)

Методы ведения команд:

  • Путем внесения текстового наименования команды Revcloud
  • Применение комбинации Draw>Revision cloud
  • Использование клавиш панели инструментов

Под облаком понимают полилинию замкнутого типа, которая обычно используется, чтобы выделить чертежные изменения или заметки.

Обновленные версии программного средства AutoCAD, которые уже оснащены динамическим вводом, позволяют пользователю выбрать все необходимые дополнительные функции в процессе изготовления примитива через выплывающий список, после клика по правой клавише мышки. Кроме того, программа в автоматическом режиме открывает диалоговое окно-запрос на ввод команд обязательного типа. Они помогают внести данные, необходимые для закрытия команды.

Как уже рассказывалось в разд. 2.5, если в командной строке стоит приглашение Command : (Команда:), то можно отметить на экране видимые объекты и на них появятся ручки - небольшие синие квадраты в характерных точках объектов. Ручки - очень удобный инструмент для быстрого изменения выделенного объекта. Все выбранные в данный момент объекты образуют набор.
Посмотрим, какие ручки высвечиваются у разных примитивов и как можно ими пользоваться для их редактирования. Имена примитивов будут приведены такие, какие выдаются командой LIST (СПИСОК).
Для примитива LINE (отрезок) характерными точками являются конечные и средние точки. Щелкните левой кнопкой мыши по построенному ранее отрезку. Отрезок подсветился (получил пунктирное изображение), а в конечных и средней точках появились ручки (рис. 3.1), которые показывают, что объект выбран для некоторой операции (редактирования или получения справочной информации).

Рис. 3.1. Ручки отрезка

Обычно ручки выбранных примитивов имеют синий цвет. Однако если вы подведете перекрестье курсора, например, к левой ручке, то цвет этой ручки изменится на зеленый. Это означает, что счетчик координат в строке состояния показывает координаты характерной точки объекта. На рис. 3.1 видно, что левая конечная точка отрезка имеет координаты X = 90.4567, Y= 119.9414, Z = 0.
Выберите первую ручку отрезка, установив на нее перекрестье курсора, затем нажмите и отпустите левую кнопку мыши. Выбранная ручка должна сменить синий цвет на красный. Система AutoCAD выдает сообщение:
** STRETCH ** Specify stretch point or : (** РАСТЯНУТЬ ** Точка растягивания или [Базовая точка/Копировать/Отменить/выХод]:)
Введите на клавиатуре 90,240 и нажмите клавишу . Отрезок сразу изменится: его левый конец переместится в точку с координатами X = 90, Y = 240 (рис. 3.2).

Рис. 3.2. Редактирование отрезка с помощью конечной ручки (указание новой точки вводом координат)

Координаты новой точки можно задать не только вводом их с клавиатуры, но и любым из способов, рассмотренных нами в разд. 2.3. Система AutoCAD при этом выполнит действие, аналогичное работе команды STRETCH (РАСТЯНУТЬ), которая описана в разд. 3.2. На рис. 3.3 отображен процесс редактирования, аналогичный процессу, приведенному на рис. 3.2, но результат получается с применением мыши. Старое положение отрезка показано пунктирной линией, новое - сплошной. Левой кнопкой мыши нужно сначала щелкнуть на ручке изменяемой конечной точки и отпустить нажатую левую кнопку. Затем переместить курсор и снова щелкнуть и отпустить левую кнопку только тогда, когда отрезок достигнет нужного положения.
Остальные опции операции редактирования с помощью ручки аналогичны опциям команды COPY (КОПИРОВАТЬ), которые рассмотрены в разд. 3.2.
Если после выбора ручки вместо выбора ее нового местоположения нажать клавишу или (<Пробел>), то система AutoCAD предлагает аналогичный запрос, но относящийся к команде MOVE (ПЕРЕНЕСТИ). После следующего нажатия на запрос меняется и превращается в запрос команды ROTATE (ПОВЕРНУТЬ), затем - команды SCALE (МАСШТАБ), вслед за этим - команды MIRROR (ЗЕРКАЛО), далее снова возвращается запрос команды STRETCH (РАСТЯНУТЬ). Эти операции предлагаются в циклическом порядке, они рассмотрены также в разд. 3.2.

Рис. 3.3. Редактирование отрезка с помощью конечной ручки (указание новой точки мышью)

Если выбрать мышью не конечную ручку, а среднюю, то AutoCAD выдает текст с такими же опциями, как и в предыдущем случае. Укажите мышью новое положение средней точки (рис. 3.4). Отрезок переместится на новое место (перемещение выполняется за среднюю точку).
Аналогичным образом ручки используются и у других примитивов - для указания нового положения выбранной точки объекта или переноса всего объекта на новое место.
У примитива XLINE (прямая) высвечиваются базовая точка и две точки на прямой на небольшом расстоянии от базовой. Если переносить базовую (среднюю) точку, то перемещается вся линия, а если переносить точки других ручек, то базовая точка остается на месте, но изменяется наклон прямой (рис. 3.5).

Рис. 3.4. Редактирование отрезка с помощью средней ручки

Рис. 3.5. Редактирование наклона прямой с помощью ручки

Аналогично использование ручек для редактирования лучей (имя примитива - RAY). У луча высвечиваются две ручки: в базовой точке и в точке, определяющей направление. При перемещении базовой точки перемещается весь луч, при перемещении второй (направляющей) точки изменяется наклон луча.
На окружности (имя примитива - CIRCLE) высвечивается пять ручек: в центре и квадрантах (т. е. крайней верхней, нижней, левой и правой точках). При попытке перемещения центральной ручки окружность перемещается на новое место, а в случае редактирования окружности за любую из остальных ручек окружность растягивается или сжимается, меняя радиус (рис. 3.6).

Рис. 3.6. Редактирование радиуса окружности с помощью ручки

У примитива ARC (дуга) высвечиваются три ручки: на концах и в середине. Перемещение любой из ручек ведет к изменению дуги, с построением новой дуги по трем точкам, из которых одна была новой (рис. 3.7).
Полилиния может быть представлена в информационном окне команды LIST (СПИСОК) с двумя наименованиями: LWPOLYLINE, т. е. компактная полилиния, и POLYLINE, т.е. подробная полилиния (см. разд. 3.3). Компактную полилинию иногда называют легкой (от английского термина lightweight polyline). Ручки высвечиваются на полилинии в концах сегментов и средних точках дуговых сегментов. При перемещении выбранной ручки на новое место прямолинейные сегменты меняются аналогично изменению отрезков при их перемещении за конечные точки, а дуговые сегменты - аналогично изменению дуг (рис. 3.8).

Рис. 3.7. Редактирование дуги с помощью ручки

Примитив MLINE (мультилиния) редактируется с помощью ручек аналогично полилиниям.
Примитивы TEXT (текст) и МТЕХТ (мультитекст) имеют ручки в тех точках, которые характеризуют положение или выравнивание текста. Любая из ручек может использоваться как инструмент для перемещения текста на новое место (рис. 3.9). При некоторых способах выравнивания (Fit (По ширине), Aligned (впИсанный)) перемещение одной ручки может изменять также и наклон текста.
Команды падающего меню Dimension (Размеры) создают примитивы DIMENSION (размер), LEADER (выноска) и TOLERANCE (допуск). Изменения примитивов могут выполняться за любую ручку, что приводит к их перемещению или изменению формы.

Рис. 3.8. Редактирование полилинии с помощью ручки

Рис. 3.9. Редактирование текста с помощью ручки

Однако при редактировании размера с помощью ручек рекомендуется высвечивать ручки не только у размерного примитива, но и у объекта, для которого был проставлен размер. Если вы перемещаете с помощью мыши ручку, к которой была привязана выносная линия размера, то происходит изменение не только основного объекта, но и его размерного примитива (рис. 3.10). Как было сказано в разд. 2.14, размеры обычно являются ассоциативными, поэтому изменение основного примитива вызовет и изменение связанного с ним ассоциативного размера. Об изменении ассоциативности см. разд. 3.6.

Рис. 3.10. Одновременное редактирование объекта и связанного с ним размера с помощью ручки

Примитив DIMENSION имеет ручки не только у базовых точек, но и на концах выносных линий и у размерного текста. Эти ручки позволяют менять положение выносной линии и размерного текста (при этом общее оформление размера как единого целого сохраняется).
Редактирование примитива HATCH (штриховка или заливка) с помощью ручек неэффективно, так как штриховка имеет всего одну ручку в центре тяжести и за эту ручку штриховку можно перенести на новое место (что впрочем, как правило, не имеет смысла). В то же время следует вспомнить свойство ассоциативности штриховки, упомянутое в разд. 2.15. Благодаря этому свойству редактирование контура приведет к изменению штриховки, которая к нему привязана.
Ручки эллипса и эллиптической дуги (и тот и другая являются примитивом ELLIPSE) высвечиваются в различных местах. У полного эллипса их положение аналогично положению ручек окружности. При перемещении центральной ручки перемешается и весь выбранный эллипс. А вот если перемещать центральную ручку эллиптической дуги, то это приведет к изменению дуги (рис. 3.11), т. к. система AutoCAD старается сохранить конечные точки дуги на старом месте.

Рис. 3.11. Редактирование эллипса и эллиптической дуги с помощью ручки

Процесс редактирования примитива SPLINE (сплайн) с помощью ручек похож на процесс редактирования полилинии, но при этом перемещение одной ручки оказывает влияние на форму и соседних участков сплайна (рис. 3.12).
Если с помощью ручек редактировать примитив TRACE (полоса), то она при этом фактически превращается в фигуру (рис. 3.13). Аналогично редактируется и примитив SOLID (фигура).

Рис. 3.12. Редактирование сплайна с помощью ручки

Рис. 3.13. Редактирование полосы с помощью ручки

Редактирование примитивов типа POINT (точка или узловая точка) с помощью ручек очевидно.
Удобным инструментом при редактировании с помощью ручек является контекстное меню. Если вы уже выбрали ручку для редактирования (т. е. на экране она изменила свой цвет на красный) и нажата правую кнопку мыши, то вызывается контекстное меню, изображенное на рис. 3.14.

Рис. 3.14. Контекстное меню при выбранной ручке

В данном меню возможны следующие действия:

  • Enter - имитация нажатия клавиши (циклический перебор команд общего редактирования);
  • Move (Перенести) - перенос объектов (команда MOVE (ПЕРЕНЕСТИ));
  • Mirror (Зеркало) - симметрирование объектов (команда MIRROR (ЗЕРКАЛО));
  • Rotate (Повернуть) - поворот объектов (команда ROTATE (ПОВЕРНУТЬ));
  • Scale (Масштаб) - масштабирование объектов относительно базовой точки (команда SCALE (МАСШТАБ));
  • Stretch (Растянуть) - растягивание объектов (команда STRETCH (РАСТЯНУТЬ));
  • Base Point (Базовая точка) - задание другой базовой точки для выполнения команды STRETCH (РАСТЯНУТЬ);
  • Сору (Копировать) - копирование объектов (команда COPY (КОПИРОВАТЬ));
  • Reference (Ссылка) - выбор опции Reference (Опорный угол) для команды ROTATE (ПОВЕРНУТЬ) или Reference (Опорный отрезок) для команды SCALE (МАСШТАБ);
  • Undo (Отменить) - отмена действия последней команды (команда U (О));
  • Properties (Свойства) - управление свойствами объектов (команда PROPERTIES (OKHOCB));
  • Exit (Выход) - выход из режима редактирования с помощью ручек.

Пояснения к этому меню. Команды общего редактирования, как уже было сказано, рассмотрены в разд. 3.2. Об управлении свойствами объектов сказано в гл. 4.
Если вы еще не выбрали конкретную ручку для редактирования (ни одна ручка не изменила свой цвет на красный) и в этот момент нажата на правую кнопку мыши, то вызывается несколько другое контекстное меню, изображенное на рис. 3.15.

Рис. 3.15. Контекстное меню при отсутствии выбранных ручек

Структура этого меню похожа на структуру предыдущего контекстного меню (см. рис. 3.14) тем, что в нем есть группа пунктов, связанных с редактированием (Move (Перенести), Scale (Масштаб) и т. д.), но в нем появился пункт Erase (Стереть), который удаляет выбранные объекты.
Первым в контекстное меню всегда вставляется пункт повтора последней команды. Если выбрать полилинию, то в этом меню дополнительно возникает второй пункт - Polyline Edit (Редактировать полилинию). Его появление в меню связано с типом выделенного объекта, поскольку у сложных объектов есть особые команды редактирования (см. разд. 3.3-3.9).
Пункт Properties (Свойства) соответствует команде PROPERTIES (ОКНОСВ) и вызывает окно изменения свойств, рассмотренное в разд. 4.6.
Пункт Deselect All (Отменить выбор) позволяет отменить показ ручек, т. е. равносилен их сбросу нажатием клавиши .
Остальные пункты обычно входят в контекстное меню, выводимое на экран при щелчке правой кнопкой мыши в тот момент, когда нет активных команд.
Пункт Quick Select (Быстрый выбор) соответствует команде QSELECT (БВЫБОР) и вызывает одноименное диалоговое окно Quick Select (Быстрый выбор) (рис. 3.16), позволяющее более тонко (по цвету, типу линии, слою и т. д.) выбрать объекты для включения в новый или текущий набор или удаления из набора выбора. Полученный в результате набор объектов будет участвовать в последующих командах редактирования.

Рис. 3.16. Диалоговое окно Quick Select

Структура диалогового окна Quick Select (Быстрый выбор) позволяет составить уравнение выбора объектов с такими операциями, как = Equals (= Равно), <> Not Equal (<> Не равно), > Greater than (> Больше), < Less than (< Меньше), Select All (Выбрать все). Нужная операция устанавливается в раскрывающемся списке Operator (Оператор). Кроме того, используются следующие поля:

  • Apply to (Применить) - указывает, к чему применять операцию (Entire drawing (К целому рисунку), Current selection (К текущему набору));
  • Object type (Тип объектов) - содержит перечень типов объектов (Line (Отрезок), Polyline (Полилиния) и т. п.) целого рисунка или текущего набора; Multiple (Несколько) означает, что отмечены примитивы разных типов;
  • Properties (Свойства) - содержит перечисление свойств, по которым можно осуществлять операцию выбора (Color (Цвет), Layer (Слой). Linetype (Тип линии), Linetype scale (Масштаб типа линии), Plot style (Стиль печати), Lineweight (Вес линии), Hyperlink (Гиперссылка)); если в текущем наборе уже есть какие-то объекты, то список может дополнительно содержать свойства объектов конкретных типов (Area (Площадь), Closed (Замкнуто), Thickness (Высота), Global width (Глобальная ширина) и т. д.); о свойствах объектов рассказано в следующей главе:
  • Value (Значение) - значение, по которому будут отбираться объекты; список значений зависит от типа выбранного свойства (например, для свойства Color (Цвет) это список цветов).

Область How to apply (Отобранные объекты) с помощью переключателей Include in new selection set (Включить в новый набор) и Exclude from new selection set (Исключить из нового набора) позволяет либо добавить отобранные данным уравнением объекты в новый набор, либо по заданному критерию исключить примитивы из создаваемого набора. Примитивы создаваемого набора присоединяются к текущему набору, если установить флажок Append to current selection set (Добавить к текущему набору).
Следующий пункт Find (Найти) контекстного меню (см. рис. 3.15) соответствует команде FIND (НАЙТИ) и вызывает диалоговое окно Find and Replace (Найти и заменить), которое позволяет найти (и, может быть, заменить) строку в текстовых примитивах, выносках и т. п.
Группа пунктов меню посвящена традиционной работе с буфером операционной системы Windows, в который можно временно помещать объекты, а затем вставлять их в новое место того же рисунка или в другой файл (напомню, что AutoCAD 2004 позволяет открыть одновременно несколько рисунков). Пункт Cut (Вырезать) соответствует команде CUTCLIP (ВБУ-ФЕР) - вырезает (удаляет) объект из чертежа и помещает его в буфер. Пункт Сору (Копировать), соответствующий команде COPYCLIP (КБУ-ФЕР) - копирует объект в буфер, но не удаляет его из рисунка. Пункт Сору with Base Point (Копировать с базовой точкой) тоже соответствует команде COPYCLIP (КБУФЕР), но позволяет еще уточнить и точку вставки (в предыдущем случае она обычно находится в левом нижнем углу изображения). Пункт Paste (Вставить) соответствует команде PASTECLIP (ВСТБУФЕР) для вставки объекта из буфера. Пункт Paste as Block (Вставить как блок) тоже вставляет объект из буфера, но он оформляется как вставка блока. Пункт Paste to Original Coordinates (Вставить с исходными координатами) позволяет перенести объект из буфера в новый файл, но в той же системе координат, что и в файле, из которого он был извлечен (системы координат изучаются в разд. 9.1). Подробно операции вставки файлов и блоков и влияние базовой точки рассмотрены в разд. 7.1.
В падающем меню Tools (Сервис) есть пункт Options (Настройка), используемый для настройки ряда функций системы AutoCAD. Его работа аналогична вызову команды OPTIONS (НАСТРОЙКА) из командной строки или выбору пункта Options (Настройка) из контекстного меню, вызываемого с помощью правой кнопки мыши в момент, когда указатель мыши располагается в зоне командных строк и нет выделенных объектов. Подробнее команда OPTIONS (НАСТРОЙКА) рассмотрена в гл. II, а в данный момент важно то, что она вызывает диалоговое окно Options (Настройка), имеющее целый ряд вкладок и в частности вкладку Selection (Выбор) (рис. 3.17).

Рис. 3.17. Диалоговое окно Options , вкладка Selection

В областях Pickbox Size (Размер прицела) и Grip Size (Размер ручек) можно изменить, соответственно, размер квадратного прицела, который показывает система в режиме выбора объектов, и размер ручек.
Область Grips (Ручки) вкладки посвящена настройке ручек. Во-первых, инструмент ручек можно вообще отключить, если сбросить флажок Enable grips (Включить ручки). Во-вторых, можно установить удобные для вас цвета невыбранных и выбранных ручек с помощью соответствующих раскрывающихся списков: Unselected grip color (Цвет невыбранных ручек), Selected grip color (Цвет выбранных ручек) и Hover grip color (Цвет затронутых ручек). Последний из этих списков - новшество, появившееся только в системе AutoCAD 2004 в связи с тем, что при прохождении курсора над ручкой она меняет свой цвет (по умолчанию на зеленый).
Ручки используются также для предварительного выбора объектов при таких операциях общего редактирования, как стирание, копирование, перенос и т. п. Если объекты предварительно не были выбраны, то тогда команды редактирования будут выдавать запрос на выбор объектов. Выбранные объекты образуют так называемый набор, т. е. подмножество объектов рисунка. Можно пополнять набор другими объектами, а можно исключать из него объекты (например, с помощью диалогового окна Quick Select (Быстрый выбор) (см. рис. 3.16)).
В разд. 2.5 мы уже рассмотрели вопрос выбора объектов тремя способами: непосредственным указанием, обычной рамкой и секущей рамкой. Если помечать объекты в ответ на запрос Command : (Команда:), то на самом деле это будет означать выполнение команды SELECT (ВЫБРАТЬ), формирующей набор объектов, с которыми будут выполнены какие-то действия, определяемые в процессе выполнения следующей команды. Сама команда SELECT (ВЫБРАТЬ) может быть введена также с помощью клавиатуры и будет выдавать повторяющийся запрос (запрос повторяется в цикле, пока не нажата клавиша ):
Select objects: (Выберите объекты:)
Существует много вариантов выбора. Чтобы получить подсказку с перечислением этих вариантов, необходимо на клавиатуре ввести знак "?" (нажав, разумеется, после него ). Подсказка выглядит так:
Expects a point or Window/Last/Crossing/BOX/ALL/ Fence/WPolygon/CPolygon/Group/Add/Remove/ Multiple/Previous/Undo/AUto/Single Select objects: (Требуется точка или Рамка/"Последний/Секрамка/БОКС/Все/Линия/ РМн-угол/СМн-угол/Труппа/ Добавить/"Исключить/Несколько/Текущий/ Отменить/Авто/Единственный Выберите объекты:)
Необходимо указать точку с помощью мыши или ввести одну из опций выбора. Если при указании точки с помощью мыши квадратная мишень (прицел) попадает на линию какого-то объекта, то он выбирается и подсвечивается. Если внутри мишени не оказывается линий объектов, то тогда указанная точка становится первой точкой рамки выбора и выдается следующий запрос:
Opposite corner: (Противоположный угол:)
Вторая точка, указываемая вами в этот момент, становится вторым углом рамки, причем рамка является простой (т. е. выбирает только объекты, попавшие внутрь рамки), если вторая точка рамки была указана правее первой, и секущей рамкой (т. е. выбирает и объекты, попавшие внутрь рамки, и объекты, пересеченные рамкой) - если вторая точка указана левее первой. Разберем опции выбора:

  • Window (Рамка) - позволяет две точки, указываемые далее, считать углами обычной рамки, независимо от их расположения;
  • Last (Последний) - выбирает последний построенный объект из видимых на экране;
  • Crossing (Секрамка) - позволяет две точки, указываемые далее, считать углами секущей рамки, независимо от их расположения;
  • BOX (БОКС) - переходит в режим указания рамки, которая становится обычной или секущей в зависимости от расположения углов рамки;
  • ALL (Все) - выбирает все незамороженные объекты рисунка (о замораживании слоев см. разд. 4.3)",
  • Fence (Линия) - позволяет построить разомкнутую (открытую) полилинию и в набор включаются пересеченные ею объекты;
  • WPolygon (РМн-угол) - строит аналог рамки в форме замкнутого многоугольника, и выбираются только те объекты, которые попадают внутрь него;
  • CPolygon (СМн-угол) - является аналогом секущей рамки, но рамка имеет форму многоугольника;
  • Group (Группа) - выбирает группу (набор с именем, сформированный ранее по команде GROUP (ГРУППА));
  • Add (Добавить) - позволяет перейти в режим добавления объектов в набор (завершает режим исключения объектов из набора);
  • Remove (Исключить) - переходит в режим исключения объектов из набора (завершает режим добавления объектов в набор);
  • Multiple (Несколько) - не подсвечивает объекты при их выборе, ускоряя тем самым работу;
  • Previous (Текущий) - позволяет взять в качестве набора набор, сформированный системой AutoCAD в предыдущий раз;
  • Undo (Отменить) - отменяет последнюю операцию добавления объекта в набор или его исключения;
  • AUto (Авто) - переходит в режим автоматического выбора. При этом если в прицел в точке указания попадает объект, происходит его выбор. В противном случае введенная точка становится первым утлом обычной или секущей рамки, т. е. включается режим BOX (БОКС);
  • Single (Единственный) - позволяет перейти в режим выбора единственного объекта, попавшего в мишень устройства указания. После обнаружения первого объекта операция выбора прекращается.

Режимы AUto (Авто) и Add (Добавить) действуют по умолчанию.
Если сформированный в результате операций выбора набор примитивов необходим в дальнейшей работе с рисунком, то такой набор следует оформить в виде группы, которая сохраняется внутри файла рисунка и доступна в следующих сеансах редактирования. Для создания групп используется команда GROUP (ГРУППА), которую следует вводить с клавиатуры.
Команда GROUP (ГРУППА) открывает диалоговое окно Object Grouping (Группы объектов) (рис. 3.18).

Рис. 3.18. Диалоговое окно Object Grouping

В верхней части окна находится список уже существующих в файле чертежа групп (на рис. 3.18 - это группа с именем G1). В списке два столбца: Group Name (Имя группы) и Selectable (Выбираемая). В первом из них располагаются имена групп (до 31 символа длиной, в именах могут использоваться буквы и цифры, а также символы $, - (дефис) и _ (подчеркивание); пробелы не допускаются), а во втором - параметр выбираемое™, который может принимать только два значения: Yes (Да) или No (Нет). В списке групп имена располагаются по алфавиту.
Группа называется выбираемой, если при выборе любого элемента группы система AutoCAD подсвечивает сразу все остальные элементы группы, находящиеся на размороженных и неблокированных слоях.
В первый раз, когда вы открываете окно Object Grouping (Группы объектов), список групп еще пуст. Для того чтобы создать группу, нужно в области Group Identification (Идентификация группы) ввести имя в поле Group Name (Имя группы) и заполнить поле Description (Пояснение). Затем в области Create Group (Создание группы) надо установить или сбросить флажок Selectable (Выбираемая) и щелкнуть по кнопке New (Новая). Система AutoCAD временно закроет окно Object Grouping (Группы объектов) и выдаст запрос на указание объектов, которые будут включены в создаваемую группу. Окончанием выбора объектов будет нажатие клавиши .
Как только группа будет создана, ее имя сразу же появится в общем списке групп в верхней части окна.
Можно создавать неименованные группы. Для этого перед щелчком по кнопке New (Новая) необходимо установить флажок Unnamed (Без имени) в области Create Group (Создание группы). Если пользователь создает группы без имени, имена таким группам система присваивает сама (*А1, *А2, *АЗ и т. д.). Для того чтобы в списке Group Name (Имя группы) присутствовали имена неименованных групп, нужно в области Group Identification (Идентификация группы) установить флажок Include Unnamed (Включая неименованные).
В области Group Identification (Идентификация группы) расположены еще две вспомогательные кнопки. Кнопка Find Name (Найти имя) позволяет найти имена всех групп, которым принадлежит примитив. Система временно закрывает диалоговое окно Object Grouping (Группы объектов) и просит указать один объект:
Pick a member of group: (Укажите элемент группы:)
После того как вы указали объект, система открывает окно Group Member List (Список групп для объекта) (рис. 3.19), в котором приводится список всех групп, которым принадлежит выбранный объект.

Рис. 3.19. Окно Group Member List

Кнопка Highlight (Подсветить) диалогового окна Object Grouping (Группы объектов) (см. рис. 3.18) позволяет подсветить все примитивы, входящие в группу, имя которой отмечено в общем списке групп.
Область Change Group (Изменение группы) доступна, если в общем списке отмечено имя какой-либо группы. Кнопки этого раздела позволяют изменить любое свойство группы:

  • Remove (Исключить) - исключение объектов из выбранной группы;
  • Add (Добавить) - добавление объектов в выбранную группу;
  • Rename (Переименовать) - замена имени группы на текущее содержимое поля Group Name (Имя группы) области Group Identification (Идентификация группы);
  • Re-Order (Порядок) - изменение порядка следования объектов внутри группы;
  • Description (Пояснение) - замена пояснения к группе на текущее содержимое поля Description (Пояснение) в области Group Identification (Идентификация группы);
  • Explode (Расчленить) - удаление группы из списка групп (сами объекты, входившие в группу, из рисунка не удаляются);
  • Selectable (Выбираемая) - изменение свойства выбираемое™ группы.

Кнопка Re-Order (Порядок) вызывает диалоговое окно Order Group (Порядок объектов в группе) (рис. 3.20), в котором можно изменить порядковые номера объектов выбранной группы.
По умолчанию номера объектов начинаются с 0 и соответствуют порядку их выбора при включении в группу. При особом использовании групп последовательность объектов внутри группы может иметь значение (например, в случае маршрута движения инструмента).
С помощью кнопок окна, приведенного на рис. 3.20, можно либо изменить порядковые номера отдельных элементов (как по одному, так и для нескольких), либо обратить порядок следования всех элементов.

Рис. 3.20. Окно Order Group

Для того чтобы узнать порядок следования объектов в группе, нужно щелкнуть по кнопке Highlight (Подсветить). Временно закроется окно Order Group (Порядок объектов в группе), и на экране появится окно Object Grouping (Группа объектов). В этот момент на рисунке будет подсвечен только объект с номером 0. Щелчок по кнопке Next (Следующий) погасит объект номер 0 и вызовет подсветку только объекта номер 1. Информация о номере подсвеченного примитива выводится в нижнюю строку окна (рис. 3.21).

Рис. 3.21. Окно Object Grouping

С помощью кнопок Next (Следующий) и Previous (Предыдущий) можно пройти по всем примитивам, входящим в группу, и определить их порядковые номера. Щелчок по кнопке ОК снова вернет вас в окно Order Group (Порядок объектов в группе).
Кнопка Reverse Order (Обратный порядок) окна Order Group (Порядок объектов в группе) изменяет порядок следования объектов на противоположный.
Для того чтобы какой-либо объект переместить на новое место, необходимо указать его номер в поле Remove from position (Взять из позиции), а в поле Enter new position number for the object (Переместить в позицию) - новый номер.
Если в рисунке созданы группы, то на запрос команды SELECT (ВЫБРАТЬ) можно указать объекты сразу всей группы, выбирая опцию Group (Группа) и вводя в ответ на следующий запрос имя этой группы.

(7.98 Kb) ]

Список вопросов для зачета AutoCAD по темам.
Кафедра Начертательной геометрии и графики. (НГиГ)


1. Знакомство с AUTOCAD. Рабочая среда.
1.1. Типы графики.
1.2. Что такое прототип чертежа.
1.3. Применение границ чертежа.
1.4. Задание границ чертежа.
1.5. Типы геометрических объектов (привести примеры).
1.6. Чем характеризуются сложные графические объекты.
2. Работа с командами.
2.1. Классификация команд с точки зрения выполняемых функций
2.2. Классификация команд с точки зрения диалога с пользователем (привести примеры).
2.3. Определение опции команды.
2.4. Способы выбора опции команды.
2.5. Определение стиля.
2.6. Способы задания команд.
2.7. Способы завершения команд.
2.8. Отмена результата предыдущей команды.
2.9. Отмена результата шага команды.
2.10. Повтор последней (и не только) команды.
3. Работа с видами.
3.1. Что такое вид.
3.2. Типы видовых экранов.
3.3. Создание видового экрана.
3.4. Команда работы с видами.
4. Способы задания точек 2-х мерных. Способы обеспечения точности.
4.1. Координаты для задания двухмерных точек (примеры в общем виде).
4.2. Применение сетки.
4.3. Применение шаговой привязки.
4.4. При каких режимах рисования можно задавать точки по направлению.
4.5. При каких режимах рисования можно задавать точки курсором.
4.6. Режим полярного отслеживании.
4.7. Режим объектного отслеживании.
4.8. Какие настройки необходимы для режима объектного отслеживания.
4.9. Определение объектных привязок.
4.10. Способы работы с объектными привязками.
4.11. Объектные привязки (перечень).
4.12. Как считается угол для полярных координат.
5. Редактирование.
5.1. Способы выбора объектов.
5.2. Конец выбора объектов.
5.3. В чем разница при выборе объектов рамкой (окно) и секущей рамкой.
5.4. Способы работы с командами редактирования.
5.5. Определения рамки.
5.6. Определение секущей рамки.
5.7. Способы изменения свойств объектов.
5.8. Способы получения чертежа с различными свойствами.
5.9. Редактирование с помощью "ручек” (технология).
5.10. Редактирование сложных графических объектов.
6. Слои.
6.1. Определение слоя.
6.2. Применение слоев.
6.3. Свойства слоев.
6.4. Как сделать слой текущим.
6.5. Основные свойства геометрических объектов.
6.6. Из каких частей состоит панель свойств.
6.7. Как изменить принадлежность к слою.
7. Команды.
7.1. Для каких команд необходимо настроить стиль.
7.2. Команды черчения (привести примеры).
7.3. Значения опции "расположения” команды мультилинии.
7.4. Команда и опции для создания ПСК.
7.5. Команды редактирования (привести примеры).
7.6. Команды удаления части геометрического объекта.
8. Сборочный чертеж.
8.1. Определение блока.
8.2. Применение блоков.
8.3. Свойства блока.
8.4. Определение атрибутов блока.
8.5. Свойства атрибутов блока.
8.6. Требования к выбору базовой точки.
8.7. Как редактировать блок (технология).
9. 3-х мерная графика. Аппарат наблюдения.
9.1. Типы трехмерных моделей.
9.2. Способы задания 3-х мерных точек.
9.3. Координаты для задания трехмерной точки (примеры в общем виде).
9.4. Определение фильтра.
9.5. Перечислить все фильтры.
9.6. Примеры применения фильтров.
9.7. Команды 3-х мерного редактирования.
9.8. Установка вида (изменение точки зрения).
10. 3-х мерная графика. Поверхностные модели.
10.1. Свойства поверхностных моделей.
10.2. Способы создания поверхностных моделей.
10.3. Требования к заготовкам для формирования поверхности Кунса.
10.4. Требования к заготовкам для формирования поверхности соединения.
10.5. Особенности формирования поверхностных примитивов.
11. 3-х мерная графика. Твердотельные модели.
11.1. Свойства твердотельных моделей.
11.2. Способы создания твердотельной модели.
11.3. Требования к заготовке для вращения (выдавливания) (твердотельное моделирование).
11.4. Особенности формирования твердотельных примитивов.
11.5. Перечень визуальных стилей.
11.6. Перечень логических операций.
11.7. Разрез.
12. Пространство листа.
12.1. Свойства и назначение пространства листа.
12.2. Последовательность действий при формировании 2D чертежа в пространстве листа.
12.3. Что делает команда т-профиль.
12.4. Что делают команды т-вид и т-рисование.
12.5. Как получить ортогональные виды и разрезы в пространстве листа.
12.6. Последовательность действий при формировании 3D чертежа в пространстве листа.
Год: 2012
Страниц : 2

Формат : Word

·